Сегодня после утихших салютов и эмоций, но в продолжение праздника и интереса к истории нашего города ещё несколько интересных фактов, связанных с Великой Отечественной войной.
• «Маршал ПОБЕДЫ», командующий знаменитым Парадом Победы 1945 г. Константин Константинович Рокоссовский.
Личная история этого знаменитого командующего связана с Новосибирском. Полк Рокоссовского в 1924 г. был признан лучшим в Сибирском военном округе. Уже тогда командующий 5-й армией И. П. Уборевич 3 декабря написал следующее: «Заслуживает выдвижения на должность комбрига ... вне очереди».
На очередной аттестации в 1926 г., будучи временно исполняющим должность командира 5-й Кубанской кавалерийской бригады, Рокоссовский получает следующее заключение: «Достоин продвижения во внеочередном порядке на должность командира отдельной кавалерийской бригады. Единоначальником полка быть не может».
Размышления о причинах такого заключения и прочих биографических «нестыковках» в «сибирском деле» легендарного маршала читайте на http://bsk.nios.ru/content/kk-rokossovskiy-v-sibiri
ГАНО. Ф.П – 2. Оп.6. Д.1877 (ГАНО – Государственный архив Новосибирской области)
• 3 ноября 1943 г. было принято Постановление СНК СССР об отнесении города Новосибирска к числу режимных местностей I категории. Несмотря на подобный статус, наш город посетили 2 иностранца.
• 24 октября 1943 г. в город прибыл Д. Нельсон, председатель Комитета военного производства США, допущенный к посещению комбината № 153 (позже – завод им. В. П. Чкалова) и завода № 69 (позже – ПО «Новосибирский приборостроительный завод»). Любопытны записи ответственного лица в нижней части документа
ГАНО. Ф. П – 4. Оп. 34. 176а. Л. 1
• 12 июня 1944 г. в помещении театра оперы и балета состоялось собрание представителей общественных организаций, научных и творческих коллективов города Новосибирска. Главным гостем собрания стал вице-президент Соединенных Штатов Америки господин Г. Уоллес, который совершал ознакомительную поездку по Сибири и Казахстану.
В речи, произнесенной Генри Уоллесом на русском языке, отмечены невероятные успехи сибиряков в создании новой агропромышленной базы страны, небывалый дух сибирского народа, проявившийся не только на фронте, но и в тылу.
1944 Henry A Wallace в Новосибирске.mp4
Подробнее на сайте:
http://bsk.nios.ru/content/prebyvanie-v-novosibirske-vice-prezidenta-ssha-genri-uollesa
О связях с Америкой и самолетах
• За время войны Новосибирский авиаремонтный завод № 401 отремонтировал 222 самолета, в том числе 74 американские машины «Скайтрейн» (С-47), 18 трофейных машин «Юнкерс-52» (Ю-52) и 658 авиадвигателей.
• В 1942 г., после заключения соглашения с США о поставке боевой техники по «ленд-лизу», открылась авиатрасса Москва – Уэлькаль с посадкой в Новосибирске. В особые группы вошли переподготовленные для военных нужд экипажи гражданской авиации Западно-Сибирского управления.
• После Сталинградского сражения на завод № 401 стали поступать трофейные транспортные «Юнкерсы», подлежащие восстановлению. Ремонт приходилось делать при отсутствии технической документации к этим самолетам. В Новосибирске в 1943 г. в аэропорту «Северный» базировался 4-й транспортный авиаотряд в составе четырех «Юнкерсов-52» (Ю-52). Новосибирские Ю-52 были выполнены в транспортно-десантном варианте и имели регистрационные номера СССР-Л22, -Л26, -Л27 и -Л28. Самолеты перевозили различные грузы – вооружение, запчасти, взрывчатку для подрыва льда на реках, продукты в труднодоступные районы и даже самые обычные дрова для северян. На заводе № 401 производили капитальный ремонт двигателей БМВ-132 для Ю-52.
Подробнее на сайте:
https://www.aviaport.ru/news/2004/05/13/77536.html
(дата обращения: 19.03.2020).
• В начале 1942 г. на судоремонтном заводе в Новосибирске (район Затон) заложены четыре бронекатера, которые были спущены на воду в 1944–1945 гг. и в дальнейшем вошли в состав Амурской и Днепровской военных флотилий.
• В октябре 1944 г. для Москвы новосибирским руководством подготовлено заключении о возможности строительства НАЗ в левобережной части города недалеко от Оловянного завода, «где планируется строительство 2-го моста через Обь». (ГАНО. Ф.П – 22, оп. 3. Д. 1593. ЛЛ. 3-5)
НАЗ – это не Новосибирский авиационный завод, а автомобильный.
В титульном плане строительных объектов города на 1940 г. значатся автогигант на 100 000 машин в год и шинный завод на миллион автопокрышек в год. Но война нарушила планы, чтобы вернуться к ним в конце войны. История Новосибирского автозавода коротка, но показательна для послевоенного периода. Согласно постановлению Совмина СССР от 25 сентября 1948 г. Новосибирский автозавод был ликвидирован. На его месте был образован Новосибирский завод химконцентратов.
Подробнее на сайте:
https://rus-texnika.ru/istoriya-novosibirskogo-avtomobilnogo-zavoda.html
• Несколько фактов о жизни в тыловом Новосибирске...
Сведения о ценах на рынках г. Новосибирска (в руб. за кг):
• Рабочие на военных заводах получали по 600–700 руб., рабочие прочих отраслей и на вспомогательных производствах – 300–600 руб., машинисты локомотивов до 1 тыс. руб., врач в больнице – 600–800 руб.
• В связи с массовым вовлечением женщин в производство в детских яслях Новосибирска имелись не только ползунковые, но и грудничковые группы.
• Многие жители Новосибирска имели домашний скот, и на улицах города можно было встретить не только указатели «Прогон для скота», но и пасущихся коз, коров, лошадей.
«В центре Кировского района в 1939–1940 годах был разбит парк [...] С началом войны работы по благоустройству парка прекратились. Больше того, о нем вообще забыли. На свободных участках земли допустили самовольную посадку населением картофеля... По аллеям бродят козы, коровы и лошади, пасущиеся в парке. Безжалостно и безнаказанно истребляются ценные насаждения [...]»
Советская Сибирь. – 1945. – 22 июля. – С. 2.
• Одежду шили из солдатского обмундирования, тканевой основы наждачного полотна, повязок респираторов, а обувь клеили из автомобильной резины.
Из необычного...
• Новосибирцы первыми узнали о Дне Победы. Его предсказал гипнотизёр и телепат Вольф Мессинг, который жил в нашем городе в эвакуации.
В 1943 году, в самый разгар войны, его выступление состоялось в Новосибирском оперном театре. Среди многочисленных записок с вопросами была такая: «Когда кончится война?» Вольф Мессинг четко назвал дату – 8 мая (без указания года). По другим данным, он предсказал, что война закончится в течение первой недели мая 1945 года. Так новосибирцы первыми в мире узнали о Дне Победы. Об этом позже стало известно Сталину. После капитуляции Германии он даже прислал правительственную телеграмму с благодарностью предсказателю за точно названный день окончания войны.
• На ордене Александра Невского изображен «военный новосибирец».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 г. учреждён орден Александра Невского. Он считается младшим из «полководческих» наград. Многие специалисты называют его самой красивой наградой СССР, а у красноармейцев он пользовался большим уважением.
Игорь Сергеевич Телятников, 26-летний разработчик награды, оказался в затруднении: на ордене необходимо было поместить портрет самого князя Александра Невского. Оказалось, что прижизненных изображений нет. Не помогли ни в музеях, ни в библиотеках... Образ, который посчитали достойным быть на награде, – с исторического фильма «Александр Невский». Роль великого русского полководца сыграл актер Николай Черкасов, находившийся в эвакуации в Новосибирске.
• В центральной районной библиотеке им. П. П. Бажова, в составе фонда редких изданий, находится коллекция книг русских и зарубежных классиков, преимущественно XIX – нач. XX вв., перевезенных из европейской части страны в Новосибирск в годы Великой Отечественной войны.
Подольский завод № 188 был введен в число действующих 29 декабря 1939 года. К началу 1941 года имел законченное производство пуль и снаряжения патронов, а также необходимое пиротехническое производство. Численность промышленно-производственного персонала на 1 января 1941 года составляла более пяти тысяч человек. Соотнеся ситуацию на фронте и стратегическую важность объекта, Наркомат вооружения принял решение об эвакуации патронного завода. Согласно «Списку промышленных предприятий, эвакуированных в Новосибирскую область на 1 января 1942 г.» Подольский завод № 188 уже в сентябре – ноябре 1941 года был размещен на площадке современного завода «Сибсельмаш» в Ленинском (тогда Кировском) районе города Новосибирска.
(ГАНО. Ф.П – 4. Оп. 34. Д. 147. ЛЛ. 1-18)
Подольский пример полной сохранности заводской библиотеки уникален: классические издания, как золотой запас, как предмет национальной гордости, вывозятся вместе с материальной частью предприятия в глубокий тыл.
С коллекцией можно ознакомиться в библиотеке, посетив сектор ценной и редкой книги «Фолиант»
Представленные материалы основаны на документах Государственного архива Новосибирской области и Новосибирского городского архива, статей газеты «Советская Сибирь» военного времени, воспоминаниях очевидцев, исследованиях сибирских ученых и краеведов.