Весна 1941 года в Новосибирске запомнилась ранней и быстрой. Отцвел школьный сад, отгремел последний звонок, закончился выпускной. Война. Большинство выпускников, учителя, директор ушли на фронт. Но школа продолжала жить. Пришли молодые учителя, к новому учебному году было сформировано 12 начальных классов (с 1 по 4) с общим числом учащихся 500 человек. Плюс столько же старшеклассников. В 1943 году вновь [впервые до 1916 г.] было введено раздельное обучение и для обучения мальчиков выделили здание № 2, а для девочек здание № 3-1.
Елена Львовна Цендровская (завуч школы, работавшая с 1943 г. директором в школе для девочек)
«Бывало, после педсоветов, идя в город домой, идешь через Обь по направлению, где мост сейчас. Такая темнота, ни одного огонька, дорожки переметет и придерживаешься гудка паровоза, которой проходит через мост. А эхо передаёт вправо. Вот и шагаешь к Коровьему острову. И только по дровам, где их заготавливали на зиму, узнаёшь, что заблудилась! Такая темнота, какой дорогой бы ты не пошел в город. Ни одного огонька!».
Вера Третьякова (ученица школы)
Большинство юношей ушли добровольцами на фронт. Учащиеся 8–9 классов стали за станки на заводах. Ушли и учителя: Гаврилов Ф. М., Богомолов П. Ф., Шандаров Г. А., Пашаев А. Н., Мавзелин Л. Я. Многих сегодня нет среди нас. Они на полях сражения Великой Отечественной войны, отстаивая честь, свободу и независимость нашей Великой Родины, борясь с полчищами фашистских захватчиков, пали смертью храбрых. Наши боевые товарищи – выпускники и учителя. Среди них: Ларичев Фёдор – капитан медицинской службы, Козлов Анатолий, Козлов Виктор, Сидорков Василий, Черемисин Александр, Пономарев Илья, Кретов Иван, Конюхов Михаил, Шмаков Борис Ал., Мартынов Кир.
Из учителей: Голдобин Петр Михайлович, Саратовский Николай Андреевич, Пашаев Анатолий Николаевич, Мавзелин Леонид Яковлевич.
Прошу минутой торжественного молчания почтить память боевых друзей – питомцев нашей школы и учителей её.
В 1941 году в коллектив пришли новые кадры учителей: Чубарова В. В., Скерко Валентина Васильевна, Малышевская Зинаида Иннокентьевна, Анисимова В. В., Иванова Ольга Ивановна, Спиридонова Валентина Дмитриевна.
В школе к этому времени было 12 начальных классов с числом учащихся 500 человек. Такое же количество в старших классах.
В 1942 году прибыли в школу: Бурдакова Лидия Константиновна, Панченко Вал Серг., Шутова Анна Сергеевна, Черемисин Петр Григорьевич.
В 1943–1944 гг. войны школа претерпела реорганизацию, было введено раздельное обучение. Появились новые трудности. Школа мальчиков была выделена в здание № 2, девочек в здание № 3-1. Вновь вернулся директором Железнов Виктор Тимофеевич, завучем в мужской школе работала Саратовская Наталья Павловна. В женской школе директором работала Цендровская Е. Л., завучем Черемисин Григорий Васильевич, заслуженный учитель РСФСР (ныне покойный). Хозяйством в школе управляла Ганжа Мария, живая, энергичная женщина.
Не забыть этих трудных дней. Во всех трудовых делах девочки принимали активное участие. Чтобы не мерзнуть зимой, ученицы 9–10-х классов отважно откликнулись пойти на заготовку дров. Весной во время ледохода девочки отчаянно крючками ловили бревна, привязывая веревками, и лошадь вытаскивала их на берег. В этом им оказывала помощь Мария Ганжа.
Большую помощь оказывали учащиеся после занятий на военных заводах.
В этом же году девочки посадили цветник между зданиями 1–2 и плодовый сад. Большую инициативу в этом проявили девочки: Зурина Татьяна (ныне покойная), Сивкова Таня, Шмакова Галя, Солдатова Валя и другие.
Опыт раздельного обучения не оправдал себя. Окончилась Великая Отечественная война, страна залечивала раны, нанесенные войной.
Валентина Полян (ученица)
На «Расточке», где мы жили, не было школы, и мы ходили довольно далеко: на территорию нынешней областной больницы, в школу № 63. Она располагалась в нескольких приспособленных деревянных домиках, но зато какие в ней были учителя!.. Энтузиасты, умницы, интеллигенты, вдохновенные личности, зажигающие словом, увлекающие своими науками. У них даже средние ученики могли быть уверены, что поступят в вуз, – такую они давали выучку! В школу мы ходили через речку Тулу. В те годы это была чистая полноводная речка с красивыми берегами. В ней купались и ловили рыбу, что сегодня невозможно даже представить – так изуродовали прекрасную реку всего за полвека! Весной Тула бурлила, кипела, выходила из берегов и непременно сносила мост, по которому ездили машины и ходили люди. Это ежегодное событие мы, школяры, воспринимали с ликованием: дорога в школу была отрезана! Каникулы среди учебного года! Особенную радость доставляло сознание, что другие учатся, а мы-то нет! Как здорово! Неделю, а то и больше, пока мост водворяли на место, мы носились по улицам, радуясь солнцу и весне, а потом с удовольствием возвращались за парты, потому что свою школу все-таки любили».
ИСТОЧНИКИ:
Голодяев, К. А. Деревня Бугринская – прогулка сквозь время / К. А. Голодяев. – Текст: электронный // Интерактивное образование : электронная газета. – 2013. – URL: http://io2.nios.ru/index.php?rel=50&point=27&art=2707 (дата обращения: 10.09.2020).
Полян, В. И. В институт – на полуторке / В. И. Полян. – Текст: электронный // Мой Новосибирск : книга воспоминаний. – 2005. – URL: http://wiki-sibiriada.ru/images/a/a0/Народный_новосибирск.pdf (дата обращения: 10.09.2020).
Третьякова, В. Об истории Бугринской школы / В. Третьякова. – Текст: электронный // Проза.ру : [литературный портал]. – 2011. – URL: https://proza.ru/2011/09/24/1461 (дата обращения: 10.09.2020).
* Школа открыта как сельское церковно-приходское училище при храме во имя Святителя и чудотворца Николая в селе Большое Кривощёково Томской губернии. Когда в 1890-х годах строился железнодорожный мост через Обь, село Большое Кривощёково было снесено и частично перенесено в деревню Бугры, в нескольких километрах от него. И школа стала «Бугринской», с 1937-го – школа № 63 Кировского района