В феврале 1942 г. в Новосибирске было организовано отделение Всесоюзного...
В феврале 1942 г. в Новосибирске было организовано отделение Всесоюзного научного инженерно-технического общества машиностроения (ВНИТОмаш) во главе с профессором В. П. Ветчинкиным.
В Новосибирске действовали отделения ВНИТО металлургов, отделения которого находились на нескольких заводах Новосибирска; ВНИТОкожобувьмех и др. ВНИТОмаш занималось организацией семинаров по узкоспециальным проблемам на предприятиях оборонной промышленности, решением научно-технических и производственных задач. Новосибирское отделение ВНИТОмаш курировало работу заводских ячеек общества, тесно сотрудничало с изобретателями и рационализаторами на предприятиях, изучало и обобщало методы работы лучших стахановцев. Отделение выступило с инициативой по обучению инвалидов войны новым профессиям. При новосибирских госпиталях были созданы мастерские для подготовки из числа инвалидов токарей, слесарей, станочников, счетоводов, портных, сапожников. Владимир Петрович Ветчинкин (1888–1950) – профессор, председатель Новосибирского отделения ВНИТОмаш. Окончил Московское высшее техническое училище в 1915 г., защитив дипломный проект «Тяжелый аэроплан типа “Илья Муромец”». В 1921–1925 гг. Ветчинкин первым обосновал оптимальность межпланетных перелетов по эллиптическим траекториям. Дал положительный отзыв на рукопись Ю. В. Кондратюка[14] «О межпланетных путешествиях» и сделал заключение, что Кондратюк – самобытный талант, книгу которого следует напечатать, а самого его вызвать в Москву из провинции.
В. П. Ветчинкин
ИСТОЧНИК:
Осташко, Т. Н. Наука и ученые Сибири в годы Великой Отечественной войны / Т. Н. Осташко. – Новосибирск : НГУ, 2002. – 154 с. – ISBN 5-94356-047-5. – Текст : непосредственный.
[14] Юрий Васильевич Кондратюк (настоящее имя – Александр Игнатьевич Шаргей; 1897–1942, предположительно) – советский ученый, один из основоположников космонавтики. В начале XX в. рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне. Эти расчеты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная в 1916 г. Шаргеем траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка». В 1927–1931 гг. жил в Новосибирске.